Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Филипиди, Татьяна Ивановна | |
dc.date.accessioned | 2014-12-24T10:35:01Z | |
dc.date.available | 2014-12-24T10:35:01Z | |
dc.date.issued | 2014-12-24 | |
dc.identifier.uri | http://docspace.kubsu.ru/docspace/handle/1/709 | |
dc.description.abstract | Исследуется проблема специфичности социально-коммуникативной компетентности (СКК) личности с компенсированной затрудненностью психического развития. В качестве эмпирической базы исследования выступают старшие подростки с опытом компенсации и преодоления имевшей место в детстве задержки психического развития. Разработана и верифицирована компонентная модель СКК, объединяющая операционально-поведенческие, перцептивно-рефлексивные, эмоционально-интеллектуальные, когнитивно-репрезентационные, ценностно-смысловые, ресурсно-мобилизационные и личностно-регуляторные составляющие (подсистемы). Показано, что СКК вышеназванной категории подростков в сравнении с нормативно развивавшимися сверстниками характеризуется рядом специфических особенностей, отражающих трансформацию системы психологической регуляции интерперсонального общения и социального поведения, обусловленную соединением в жизненном опыте личности «линии ущербности» (заданной задержкой психического развития в детстве) и «линии преодоления» (связанной с целенаправленными усилиями по компенсации этой задержки и выходу из пролонгированной трудной жизненной ситуации). Выявлены три типа таких особенностей: 1) негативные (дефицитарные), выражающиеся в худшей сформированности социально-коммуникативных характеристик; 2) позитивные (компенсаторные), соответствующие более высокому уровню зрелости; 3) стилевые, отражающие своеобразие механизмов психологической регуляции общения и социального поведения. | ru |
dc.language.iso | ru | ru |
dc.subject | социально-коммуникативная компетентность, личность, субъект межличностного общения и социального поведения, персоногенез, траектория психического развития, опыт компенсации затрудненности психического развития. | ru |
dc.title | Особенности социально-коммуникативной компетентности личности с компенсированной затрудненностью психического развития (на материале подросткового возраста) | ru |
dc.type | Article | ru |