Аннотации:
Исследуется проблема специфичности социально-коммуникативной компетентности (СКК) личности с компенсированной затрудненностью психического развития. В качестве эмпирической базы исследования выступают старшие подростки с опытом компенсации и преодоления имевшей место в детстве задержки психического развития. Разработана и верифицирована компонентная модель СКК, объединяющая операционально-поведенческие, перцептивно-рефлексивные, эмоционально-интеллектуальные, когнитивно-репрезентационные, ценностно-смысловые, ресурсно-мобилизационные и личностно-регуляторные составляющие (подсистемы). Показано, что СКК вышеназванной категории подростков в сравнении с нормативно развивавшимися сверстниками характеризуется рядом специфических особенностей, отражающих трансформацию системы психологической регуляции интерперсонального общения и социального поведения, обусловленную соединением в жизненном опыте личности «линии ущербности» (заданной задержкой психического развития в детстве) и «линии преодоления» (связанной с целенаправленными усилиями по компенсации этой задержки и выходу из пролонгированной трудной жизненной ситуации). Выявлены три типа таких особенностей: 1) негативные (дефицитарные), выражающиеся в худшей сформированности социально-коммуникативных характеристик; 2) позитивные (компенсаторные), соответствующие более высокому уровню зрелости; 3) стилевые, отражающие своеобразие механизмов психологической регуляции общения и социального поведения.