Аннотации:
Диссертационная работа посвящена исследованию особенностей генезиса национальных систем высшего образования ведущих европейских стран и России. Особое внимание в работе уделялось разработке аналитической концепции генезиса национальных систем высшего образования, позволяющей осуществить анализ влияния евроинтеграционных процессов на вузы Европы и выявлять тенденции развития высшего образования. В работе осуществлено описание генезиса национальных систем высшего образования ведущих европейских стран посредством аналитического инструментария, позволяющего выявить тенденции развития высшего образования. Исследован генезис модели университета в рамках ведущих концепций высшего образования. Предложена условная периодизация развития постсоветской (российской) высшей школы. Выявлена динамика доли присутствия европейских вузов и занимаемых ими позиций в глобальных академических рейтингах в период евроинтеграции (ARWU, THE, QS, CWTS). В работе выявлены противоречия между существующими трансформационными процессами в высшем образовании и недостаточностью аналитического инструментария для их исследования; между необходимостью полноценного анализа генезиса национальных систем высшего образования и отсутствием методологических подходов к его осуществлению. В диссертации доказано рассогласование между требованиями евроинтеграции и культурно-педагогическими традициями национальных систем высшего образования; между декларируемыми в официальных документах евроинтеграционных процессов целями реформирования национальных систем высшего образования и фактическими результатами их реализации.