Аннотации:
В данном диссертационном исследовании обоснована дефиниция «Личностная зрелость руководителя» как особый вид психологической зрелости, определены ее психологические маркеры. На примере субъектов управленческой деятельности в организации здравоохранения описаны четыре типа личностной зрелости руководи-теля «линейного» уровня: «Сформированная личностная зрелость»; «Личностная зрелость на основе развитых рефлексивности и эмоциональном интеллекте»; «Личностная зрелость с интернальной эго-центрированной ориентацией»; «Личностная зрелость, ориентированная на эмоциональное восприятие мира». Выделены когнитивные особенности каждого типа личностной зрелости.
Введено понятие «Практический интеллект руководителя "линейного" уровня» – психологическое образование, формирующееся в результате интеграции когнитивных характеристик личности как субъекта управленческой деятельности, субъектно-деятельностных свойств, способностей, умений и качеств, маркирующих личностную зрелость руководителя. Обоснована психологическая модель практического интеллекта «линейного» руководителя. Показано, что модель имеет инвариантное «ядро» и специфические для каждого типа личностной зрелости особенности.
Операционализировано понятие «Управленческий интеллект». Он рассматривается как оперативная форма практического интеллекта, образованная совокупностью свойств и способностей, обеспечивающих управление процессом совместной деятельности, участниками этого процесса, собственным самосовершенствованием (самореализацией). Показано, что управленческий интеллект, как и практический интеллект руководителя «линейного» уровня, непосредственно взаимосвязан с личностной зрелостью в ее типологических проявлениях. Выделены инвариантное «ядро» и специфические компоненты каждого конструкта управленческого интеллекта, соответствующие введенной модели практического интеллекта.