Аннотации:
В работе раскрывается проблема выявления сущности и содержания ответственной родительской позиции отцов старшеклассников, определения критериев и показателей ее сформированности и разработки на этой основе педагогических условий формирования ответственной родительской позиции у отцов старшеклассников.
Автор приходит к выводу о том, что ответственная родительская позиция представляет собой системное образование личности, отражающее особенности отношений к отцовству как социокультурному явлению; к себе как к родителю; к ребенку-подростку и с ребенком-подростком, к учителям своего ребенка-подростка, а также к процессу его обучения в школе; а также проявлению системы отношений на деятельностном уровне.
Определены критерии и показатели ответственной родительской позиции отца старшеклассника, соотнесенные с содержанием ее установочного, перцептивно-оценочного, рефлексивного и оценочного структурных компонентов; обоснованы роль и функции отца старшеклассника, предполагающие его активное участие в социализации личности подростка, становлении его как субъекта своего развития, в актуализации его личностного и профессионального самоопределения; разработана и экспериментально обоснована комплексная модель формирования у отцов старшеклассников родительской позиции в процессе взаимодействия школы и семьи