Аннотации:
Диссертационная работа посвящена исследованию проблемы создания новых учебников и программных средств профессиональной подготовки педагогов. Исследование опирается на новую методологию построения учебника, основанную на двух подходах к предметному обучению и профессиональной подготовке педагогов – системном и герменевтическом. В работе сделан акцент на метод герменевтического круга, направляющий мысль учащихся на осознание смыслов научных текстов. Этот процесс реализуется по траектории: от целого текста к его структуре, отдельным частям и обратно, построение диалога и прогнозирование гипотез. В диссертации обсуждаются актуальные вопросы о необходимости модернизации программно-методического обеспечения образовательного процесса в направлении его адаптации к новым кризисным условиям современного общества.
В диссертационном исследовании введено новое понятие «когнитивно-креативный потенциал» учебника, оно направляет авторов на создание таких учебников, которые обеспечивают условия для продуктивного интеллектуального и творческого развития учащихся. В структуре понятия исследования выделены 6 компонентов, каждый из которых реализуется цифровыми интерактивными технологиями с использованием когнитивных операций. Поскольку представленная в диссертации модель цифрового учебника предназначается как для очного обучения, так и для дистанционного, то для педагогического эксперимента разработана специальная сетевая модель. В этой модели предусмотрено проведение всех этапов в дистанционном режиме. Эксперимент, проведённый по учебному курсу астрономии (раздел «Сферическая астрономия»), показал, что высокий когнитивно-креативный потенциал учебника приводит к более высокому уровню академических достижений обучающихся и студентов. Это отражено в количественных результатах его статистической обработки. В итоге исходная гипотеза о необходимости обеспечения создаваемых учебников высоким когнитивно-креативным потенциалом была подтверждена как в ходе теоретической части исследования, так и в процессе практической деятельности