Аннотации:
В исследовании расширено представление о проблеме ресурсов субъекта в контексте его самореализации. В качестве релевантной сферы оценки и развития ресурсов личности за пределами традиционных контекстов (профессионального и семейного) предложено психологическое образование. Введена терминология, позволяющая классифицировать и операционализировать ресурсы личности при их эмпирическом исследовании (потенциальные, актуальные, актуализированные). Подтверждено значение трудных жизненных ситуаций как пусковых механизмов для проявления, развития, восполнения и укрепления ресурсов личности. Предложена модель психологических ресурсов личности инвариантным компонентом которой является удовлетворение потребности в самопознании и саморазвитии с целью повышения самоэффективности в разных сферах и видах деятельности, а вариативность содержания определяется этапом самореализации (самоопределения, самовыражения, самоосуществления и самоактуализации). В результате сравнительных и лонгитюдных срезов установлено, что в пространстве психологического образования при выраженной субъектной позиции усиливается целый ряд личностных свойств, оправдывая персональные ожидания студентов. Приобретаемые компетенции способствуют стабилизации и гармонизации семейных и дружеских отношений, профессиональному развитию, улучшению коммуникации с окружающими. Доказано усиление адаптационного потенциала и ресурсности самой личности, позитивная динамика ее самосознания, закрепление совладающей активности проактивного типа