Аннотации:
Диссертационная работа посвящена исследованию социально-педагогических ресурсов формирования потребности в чтении у младших школьников в контексте проблемы активности их читательской деятельности. В работе впервые определены и систематизированы социально-педагогические ресурсы чтения, произведена их классификация по разным основаниям. Выявлены и описаны ресурсы чтения, обладающие наибольшим потенциалом для развития потребности в чтении у младших школьников, и представления о них учителей начальной школы, что создаёт основу совершенствования их профессиональной компетентности.
Представлен междисциплинарный анализ социально-педагогического потенциала феномена «чтения»; уточняются мотивационные составляющие читательской деятельности, интерпретируются понятия «потребность в чтении» и «читательская потребность», определяется их содержательный и прикладной смысл. Представлена методика оценки развития потребности в чтении у младших школьников, с помощью которой выявлена степень выраженности потребности в чтении у детей по гендерному признаку, степень рассогласования между аттитюдами (интенсивностью намерения читать) и поведенческими императивами, связанные с практикой чтения. Применение методики позволило выделить четыре латентных типа читательских потребностей младших школьников