Аннотации:
В диссертационной работе раскрываются особенности и методы реализации социокультурной миссии журнала «Вокруг света», воплощенные в творческих приемах и стратегиях авторов журнала. Материалом исследования стали годовые комплекты «Вокруг света» с 2001 по 2013 гг., всего более тысячи публикаций. Методологическая база работы – теория дискурса, предполагающая, с одной стороны, анализ способов и средств освоения авторами предмета отображения – специфических познавательных стратегий, с другой стороны, – анализ интенциональной структуры публикаций и соответствующих ей риторических средств – коммуникативных стратегий. Как показал анализ дискурса журнала, познавательные стратегии его авторов восходят к науке вне зависимости от того, к какой сфере реальности они обращаются. Одновременно, строгая научность подхода преодолевается благодаря доминирующей коммуникативной целеустановке – обращению к широкой аудитории. Проведенный анализ позволил отнести журнал к научно-познавательным изданиям, при этом предложить новые основания для типологии научно-познавательной периодики, учитывающие своеобразие ее дискурса.