Аннотации:
Работа посвящена проблеме выявления средств, методов, структуры и содержания процесса формирования критического мышления у обучающихся основной общеобразовательной школы на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности (в условиях инновационных образовательных структур). В результате исследования автор приходит к выводу о том, интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся в процессе формирования у них критического мышления располагает объективно необходимым потенциалом, заключающемся в обновлении и повышении качества образования и воспитания с учетом внедрения ФГОС; создании педагогических условий для успешного достижения обучающимися метапредметными и личностными результатами; обеспечении открытости, доступности и индивидуализации образования с применением цифрового образовательного ресурса; повышении учебной мотивации, раскрытии возможностей и способностей с учетом желаний обучающихся; создании ситуации успеха и организации творческой деятельности учащихся.
С учетом специфики предмета исследования разработана и предложена критериально-оценочная система, позволяющая объективно судить об уровнях сформированности критического мышления обучающихся в условиях экспериментальной работы. Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена концептуальная модель, описывающая экспериментальный процесс через взаимосвязанные компоненты: целевой, организационно-содержательный, технологический и мониторинга, и коррекции. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 68 г. Краснодара. В эмпирическом исследовании приняли участие 120 учащихся 5-9 – х классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют педагогические знания о сущности, содержании и структуре критического мышления обучающихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности, раскрывающие особенности формирования критического мышления в условиях творческой лаборатории ФАБЛАБ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке образовательной программы творческой лаборатории ФАБЛАБ центра «Точка Роста», основанной на интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся, которая может быть использована в практике деятельности образовательных организаций, а также в системе повышения и переподготовки педагогов.