Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Киселева, Анастасия Михайловна | |
dc.date.accessioned | 2024-03-24T19:59:23Z | |
dc.date.available | 2024-03-24T19:59:23Z | |
dc.date.issued | 2024-03-24 | |
dc.identifier.uri | http://docspace.kubsu.ru/docspace/handle/1/1755 | |
dc.description.abstract | Объектом изучения в данной работе выступает макроментальное образование муж. Предметом исследования являются когнитивные признаки, формирующие структуру макроментального образования муж, а также способы и средства их актуализации в русской языковой картине мира. Анализу подвергаются конструкции с включенным основным репрезентантом макроментального образования – лексемой муж. Положения, выносимые на защиту: 1. Термины концепт, макроконцепт, ментальное образование, макроментальное образование выстраиваются от простого к сложному, определяются как уровневые структуры, находятся между собой в отношениях стратификации. Макроментальное образование как лингвокультурологический феномен включает в себя черты концепта, макроконцепта, ментального образования и некоторых аспектов явлений из смежных дисциплин (макроментальный конструкт, культурно-цивилизационное образование), на каждом уровне «прирастают» определенные признаки. Макроментальность следует рассматривать как высшую точку развития концепта, кульминацию эволюции его структуры. 2. Макроментальное образование муж обладает обогащенной структурой с большим количеством первичных признаков, некоторые из которых послужили основанием для формирования самостоятельных концептов, таковыми являются понятийные стереотипы ‘добытчик’ (20,02%), ‘защитник’ (5,47%), ‘кормилец’ (9,07%), ‘военный’ (35,64%), символические признаки ‘бог’, ‘судьба’, ‘крест’, ‘мир’ объективируют макроуровень структурной эволюции. 3. Понятийные признаки макроментального образования муж представлены четырьмя блоками: мотивирующие признаки, формирование которых началось в IX веке, они сохранили свою актуальность до настоящего времени и составляют 21,65% его структуры; пятнадцать понятийных признаков, получившихся в результате трансформации мотивирующих признаков; дополнительные десять понятийных признаков обязаны своим возникновением дальнейшему динамическому развитию структуры макроментального образования, которое отобразилось в языке литературы периода XVII–XXI веков; к понятийным также относится группа стереотипных признаков. Признаки второго и третьего блоков показывают приращение структуры на 2,85%, четвертого блока – на 1,96%. 4. Сложная структура макроментального образования муж представлена не только первичными – мотивирующими и понятийными, но и другими когнитивными признаками, среди которых категориальные, образные, символические, а также признаки иронии, которые появляются в ХХ веке. Типология категориальных признаков включает ценностно-оценочные, темпоральные, пространственные и квантитативные признаки. Кодификация образных признаков подразумевает разделение согласно предметным, вегетативным, зооморфным сравнениям, а также метафорам стихий, вещества и пищи. Процентное соотношение признаков в структуре свидетельствует об их актуальности. | ru |
dc.language.iso | ru | ru |
dc.subject | муж | ru |
dc.subject | макроментальное образование | ru |
dc.subject | лексема | ru |
dc.subject | лингвокультура | ru |
dc.subject | диахрония | ru |
dc.subject | когнитивная лингвистика | ru |
dc.title | Макроментальное образование муж в русской лингвокультуре. Диахронический аспект | ru |
dc.type | Dissertation | ru |