КубГУ DocSpace

Макроментальное образование муж в русской лингвокультуре. Диахронический аспект

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Киселева, Анастасия Михайловна
dc.date.accessioned 2024-03-24T19:59:23Z
dc.date.available 2024-03-24T19:59:23Z
dc.date.issued 2024-03-24
dc.identifier.uri http://docspace.kubsu.ru/docspace/handle/1/1755
dc.description.abstract Объектом изучения в данной работе выступает макроментальное образование муж. Предметом исследования являются когнитивные признаки, формирующие структуру макроментального образования муж, а также способы и средства их актуализации в русской языковой картине мира. Анализу подвергаются конструкции с включенным основным репрезентантом макроментального образования – лексемой муж. Положения, выносимые на защиту: 1. Термины концепт, макроконцепт, ментальное образование, макроментальное образование выстраиваются от простого к сложному, определяются как уровневые структуры, находятся между собой в отношениях стратификации. Макроментальное образование как лингвокультурологический феномен включает в себя черты концепта, макроконцепта, ментального образования и некоторых аспектов явлений из смежных дисциплин (макроментальный конструкт, культурно-цивилизационное образование), на каждом уровне «прирастают» определенные признаки. Макроментальность следует рассматривать как высшую точку развития концепта, кульминацию эволюции его структуры. 2. Макроментальное образование муж обладает обогащенной структурой с большим количеством первичных признаков, некоторые из которых послужили основанием для формирования самостоятельных концептов, таковыми являются понятийные стереотипы ‘добытчик’ (20,02%), ‘защитник’ (5,47%), ‘кормилец’ (9,07%), ‘военный’ (35,64%), символические признаки ‘бог’, ‘судьба’, ‘крест’, ‘мир’ объективируют макроуровень структурной эволюции. 3. Понятийные признаки макроментального образования муж представлены четырьмя блоками: мотивирующие признаки, формирование которых началось в IX веке, они сохранили свою актуальность до настоящего времени и составляют 21,65% его структуры; пятнадцать понятийных признаков, получившихся в результате трансформации мотивирующих признаков; дополнительные десять понятийных признаков обязаны своим возникновением дальнейшему динамическому развитию структуры макроментального образования, которое отобразилось в языке литературы периода XVII–XXI веков; к понятийным также относится группа стереотипных признаков. Признаки второго и третьего блоков показывают приращение структуры на 2,85%, четвертого блока – на 1,96%. 4. Сложная структура макроментального образования муж представлена не только первичными – мотивирующими и понятийными, но и другими когнитивными признаками, среди которых категориальные, образные, символические, а также признаки иронии, которые появляются в ХХ веке. Типология категориальных признаков включает ценностно-оценочные, темпоральные, пространственные и квантитативные признаки. Кодификация образных признаков подразумевает разделение согласно предметным, вегетативным, зооморфным сравнениям, а также метафорам стихий, вещества и пищи. Процентное соотношение признаков в структуре свидетельствует об их актуальности. ru
dc.language.iso ru ru
dc.subject муж ru
dc.subject макроментальное образование ru
dc.subject лексема ru
dc.subject лингвокультура ru
dc.subject диахрония ru
dc.subject когнитивная лингвистика ru
dc.title Макроментальное образование муж в русской лингвокультуре. Диахронический аспект ru
dc.type Dissertation ru


Файлы в этом документе

Данный документ включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DocSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись