Аннотации:
В контекстах методологии диспозиционных концепций и субъектно-ресурсной парадигмы конкретизировано определение конструкта «Проактивное совладание». Оно рассматривается как личностная диспозиция, являющаяся субъектно-ресурсным образованием, актуализируемым личностью для преодоления рисков дазадаптации. Показано, что преобладающими стратегиями в диспозиции «Проактивное совладание» являются три компонента целостного конструкта «Проактивное совладание»: проактивное планирование, рефлексивное, превентивное совладание. Установлено, что в диспозиции «Проактивное совладание» взаимодействуют психологические образования различных уровней: свойства/черты базовых уровней находятся в отношениях взаимовлияния со свойствами субъектного уровня, которые имеют выраженную деятельностную детерминацию. Раскрыта специфика и роль психологических компонентов диспозиции «Проактивное совладание» у субъектов с разной выраженностью адаптации.
На примере популяционного сегмента медицинских работников разработана малопараметрическая регрессионная модель, которая определяет предикторное влияние личностно-психологических образований субъектно-деятельностного уровня на конструктивный ресурс проактивного совладания. Малопараметрическая модель положена в основу разработанной программы ЭВМ «Модель прогностической диагностики в технологии противодействия рискам профессиональной дезадаптации и снижения качества жизни медицинских работников в условиях техногенных, биогенных угроз». Для обеспечения индивидуальной прогностической диагностики в программу включен комплексный опросник моделирования личностных ресурсов профессиональной адаптации (Опросник РПА), включающий совокупность отдельных шкал примененных в исследовании методик.