Аннотации:
В диссертационном исследовании рассматривается специфика современной драматургии, выстраивается типология ее героев в контексте классической литературной традиции. Особенности персонажной структуры драматургического текста связаны с жанрово-дискурсивными трансформациями классической драмы. В классической драме авторская модальность находит выражение в прологе, в особом типе героя – резонере. В начале XIX в. подобные способы авторской реализации в драматическом тексте, характеризующиеся предельной открытостью, прямотой, исчерпывают себя. На их место приходят способы самовыражения автора через сюжетно-композиционную организацию драмы, хронотоп, игру с жанровым определением текста. Сопоставление архетипических образов с современными позволило нам выделить следующими типы героев: «человек без свойств», «массовый человек», «маленький человек», «герой поневоле». Данную типологию нам удалось вывести с опорой на анализ взаимодействия персонажа с окружающим миром, изучение художественной репрезентации онтологического статуса личности, учет художественных средств, результирующих авторскую концепцию типизации (система мотивов, символов и тд., концентрирующих семантическое ядро типа).