Аннотации:
Изменение подходов к оценке качества образования и необходимость комплексного оценивания уровня достижения планируемых результатов, в том числе, учета потребностей обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего образования, определили актуальность формирования специальных компетентностей учителя начальных классов, выступающего в качестве одного из ключевых субъектов педагогического мониторинга.
Целью диссертации является разработка и экспериментальное апробирование технологии освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации.
Объект исследования – процесс повышения квалификации в системе дополнительного профессионального педагогического образования. Предмет исследования – технология освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов.
Предпринятое исследование является первым комплексным исследованием применительно к решению задачи освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов путем формирования их мониторинговых умений.
В диссертации дан анализ нормативно-правовых документов, программ профессиональной подготовки педагогов начального образования, дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей начальных классов, на основании которого выявлена необходимость и возможность их компенсирующей подготовки в системе повышения квалификации; обоснована система уровней, показателей и критериев освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов.
Сформулированы научные определения мониторинговой деятельности учителя, мониторинговых умений учителя начальных классов, технологии освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов (ОМДУНК).
С помощью теоретических, диагностических, эмпирических, экспериментальных методов исследования, методов математической статистики и графического изображения результатов в процессе экспериментальной работы получена позитивная, статистически достоверная динамика уровневых показателей мониторинговой деятельности экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, подтверждающая педагогическую эффективность и результативность технологии ОМДУНК в процессе повышения квалификации. r