Аннотации:
В диссертации исследуются принципы построения поэтического мира, его связи с мироовоззренческими доминантами и духовными стратегиями в творчестве ОБЭРИУтов и русских поставангардистов. Выдвигается гипотеза о присуствии в художественных текстах А. Введенского, Д. Хармса, А. Монастырского, Г. Сапгира, Л. Рубинштейна и А. Герасимовой апофатического метода – единого принципа организации сюжета и эстетической деятельности в целом. В результате филологического анализа художественных текстов и сравнительно-типологического анализа авторских миров выявляются индивидуальные черты каждой поэтической системы и родовые признаки русского авангарда как творческой интенции к освобождению всех участников речевого акта от катафатической образности. Делается вывод о принципиальной установке ОБЭРИУтов, московских концептуалистов и А. Герасимовой на актуализацию традиции, сближающей их искания с разными версиями культуры негации, создания религиозных, философских и художественных сюжетов в методологии отрицания.