Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Кучерявых, Юлия | |
dc.date.accessioned | 2019-06-23T21:25:21Z | |
dc.date.available | 2019-06-23T21:25:21Z | |
dc.date.issued | 2019-06-24 | |
dc.identifier.uri | http://docspace.kubsu.ru/docspace/handle/1/1295 | |
dc.description.abstract | Диссертационная работа посвящена исследованию языковой игры в художественных текстах А.Т. Аверченко в аспекте её прагматических характеристик и структурно-семантических форм реализации. Рассматривается феномен языковой игры как основополагающий фактор формирования пространства художественного текста. Обращение к истории и философии данного явления в целом и к проблемам изучения языковой игры в рамках лингвопрагматического аспекта исследования связано с пониманием речи как деятельности, а языковой игры как особого употребления языка, нарушающего каноны и подчеркивающего индивидуальность языковой «играющей» личности, творящей текст. Поэтому каждый способ создания языковой игры, ее репрезентация в произведении, имеет индивидуальные особенности и целевые установки, которые оказывают влияние на структурно-семантическую организацию отдельного высказывания и литературного текста в целом. Практический фокус исследования основан на применении комплексного подхода к феномену языковой игры в художественных произведениях А.Т. Аверченко; изучении иронии как одной из наиболее продуктивных форм языковой игры, реализующейся собственно языковыми средствами и с учетом экстралингвистических факторов интерпретации в текстах А.Т. Аверченко; расширении, уточнении и дополнении типологии форм семантической аппликации в текстах А.Т. Аверченко; описании игрового и коммуникативного поведения персонажа художественного текста А.Т. Аверченко, репрезентирующего определенный лингвокультурный типаж. Кроме того, новым выводным знанием является выявление речевых склонностей, реализуемых в речи конкретного лингвокультурный типажа. Таким образом, языковая игра является сложным многоплановым и многоуровневым явлением, обусловленным, во-первых, необходимостью выражения добавочного смысла, основанного на творческом использовании в речи знания языка. Во-вторых, преднамеренным для этой цели применении языковых средств без нарушения нормы или с обязательно осознанным отступлением от нее. В-третьих, феномен языковой игры основан и на обращении к прецедентным словам и текстам, фоновым знаниям как автора, так и читателя. В двух практических главах в соответствии с целью исследования рассматривается ирония как средство создания комического эффекта в текстах А.Т. Аверченко, а также ирония как средство языковой игры при создании лингвокультурного типажа «русский обыватель». Анализируется семантическая аппликация как прием языковой игры и речевая склонность лингвокультурного типажа «чудаковатого интеллигента-неудачника», представленного персонажем художественного текста, во взаимосвязи с национальной языковой личностью и согласно ролевым и коммуникативным установкам. Выявляются особенности функционирования каламбура как элемента языковой игры в прозе А.Т. Аверченко. Результатом исследования стали положения, выносимые на защиту, в которых предлагается комплексное рассмотрение феномена языковой игры в художественном тексте писателя, включающее в себя выделение не только приемов и способов языковой игры как таковых, но и особенностей их реализации с учетом речевых склонностей к языковой игре лингвокультурного типажа, представленного персонажем художественного текста. Кроме того, различение нерефлексивной и рефлексивной иронической оценочности является важнейшей составляющей многих художественных произведений А.Т. Аверченко. | ru |
dc.language.iso | ru | ru |
dc.subject | языковая игра | ru |
dc.subject | каламбур | ru |
dc.subject | ирония | ru |
dc.subject | семантическая аппликация | ru |
dc.subject | языковая личность | ru |
dc.subject | лингвокультурный типаж | ru |
dc.subject | метафора | ru |
dc.title | Языковая игра в художественных текстах А.Т. Аверченко: прагматические характеристики и структурно- семантические формы реализации | ru |
dc.type | Dissertation | ru |