Аннотации:
В диссертации рассматривается новейшая русская проза, ее самые заметные идейно-художественные проблемы в контексте важного методологического вопроса о доминантных признаках современных литературных дискурсов, их потенциального пребывания в рамках поэтики неомодернизма. В ходе исследования были рассмотрены девять авторских миров – Ю. Буйды, Л. Улицкой, Э. Лимонова, А. Иличевского, М. Шишкина, Ю. Козлова, М. Елизарова, В. Сорокина, В. Пелевина. Главной особенностью диссертации является то, что впервые в целостной форме, с привлечением значительного материала ставится проблема неомодернистских тенденций новейшей прозы, в границах принципиальной амбивалентности современной литературы, практически исключающей присутствие «реализма» или «модернизма» в своих классических формах; во взаимодействии, в одном научном сюжете изучаются столь разные современные авторы, которые показывают и состояние разных флангов новейшей российской словесности, и общую тенденцию, объединяемую нами в дискуссионном понятии «неомодернизм». Также одной из особенностей работы является изучение целостного представления каждого из детально рассматриваемых идейно-художественных миров посредством аналитического сюжета, требующего от нас интерпретации авторской модели мира, художественной концепции личности и писательской стратегии, которая образуется на стыке практики искусства, теории творческой деятельности и публицистической активности.