Аннотации:
Настоящее диссертационное исследование посвящено гендерно-ориентированным аккаунтам, особенностям использования социальных сетей мужчинами и женщинами, а также выявлению характера и целей коммуникации. Отобранный эмпирическим путем практический материал структурируется с помощью тематической классификации и представляет собой реализацию гендерных стереотипов их создателей как интуитивно, так и при помощи языковых средств в виртуальной коммуникации. При рассмотрении гендерной специфики коммуникации в социальных сетях учитывается социальный фактор и фактора пола, которые влияют на формирование речевого акта. При исследовании социальных сетей обнаружены гендерные стереотипы в коммуникации пользователей, которые выражаются в профилях участников коммуникации, публикациях, посвященных данной теме, а также хештегах, имплицитно выражающих смысл тех или иных высказываний, что способствует негласному лингвистически выраженному сплочению пользователей. Видовая классификация аккаунтов позволила провести анализ причин и целей вступления в коммуникацию пользователями, а также способствовала распределению соответствия речевых жанров и функций для каждого из аккаунтов. Были выделены индивидуальные аккаунты (бытовой, имиджевый, аккаунт блогера) и групповые аккаунты (рекламный, коммерческий, информационный). Рассмотрение аккаунтов на предмет вида и типа дополняется анализом языковых способов репрезентации гендера в каждом виде. Также были проанализированы особенности гендерной специфики в онлайн-«Я», включающей гендерную анонимность пользователей, гендерно-нейтральные местоимения как средства самопрезентации, никнейм и графические элементы.
Комплексный анализ материала текстов публикаций показал, что гендер имеет специфическую форму репрезентации в социальных сетях, которая проявляется не только в текстовом содержании, но и через экстралингвистические средства, никнеймы пользователей, автоматизированные обращения к владельцам аккаунтов. В виртуальной коммуникации, опосредованной социальными сетями, создаются новые стандарты речевого поведения, которые в равной степени присутствуют как в групповых аккаунтах, так и в индивидуальных. Изменения проявляются в использовании графических средств (шрифт, размер текста, смайлы, прикрепляемые изображения или аудиофайлы), в намеренном искажении слов и звуков. Социальные сети являются новым пространством для осуществления коммуникации и выражения гендерно-маркированных мыслей.