Аннотации:
Диссертационное исследование посвящено выявлению семантико-прагматических особенностей зооморфных образов в баснях и эпиграммах XX века. Эти образы рассматриваются как составляющая сатирико-юмористических текстов, входящих в структуру смеховой картины мира, которая, в свою очередь, является частью национальной языковой картины мира. Басни XX века обладают большим количеством как традиционных, так и авторских зооморфизмов, текстовая семантика которых проявляется в описании, поступках и речи персонажей-животных, тогда как в эпиграммах рассматриваемого периода зооморфизмы встречаются значительно реже и образы животных в них выполняют роль не обличительно-сатирической аллегории, а скорее изобразительной метафоры, создающей часто дружески шаржированный образ адресата. Специфика работы заключается в том, что в ней с помощью квантитативного метода определены наиболее частотные зооморфизмы смеховых текстов, семантика которых анализируется с опорой на лексикографические источники (толковые, фразеологические, лингвокультурологические словари), а также с учётом мифологических материалов и фольклорных произведений (сказки, пословицы, поговорки). Анализ текстового материала позволил сделать вывод, что зооморфные образы в русских баснях и эпиграммах XX века в целом сохраняют присущие им в языковой картине мира и отражённые в словарях и справочниках метафорические значения, они также во многом совпадают с традиционными фольклорными образами, однако в то же время обогащаются в рассмотренных текстах новыми семантическими оттенками, преимущественно отрицательно оценочными.