Аннотации:
В работе исследуется проблематика использования следователем результатов оперативно-розыскных мероприятий, которые составляют важную часть системы познавательных средств уголовного судопроизводства, обеспечивая повышение ее (системы) эффективности и надлежащее исполнение гарантий прав и законных интересов участников. Выдвинуто и обосновано предложение о замене категории «результаты оперативно-розыскной деятельности» на «результаты оперативно-розыскных мероприятий. Согласно авторской позиции уголовно-процессуальная деятельность выступает основным способом противодействия преступности, обладая такими качествами, как самостоятельность, самодостаточность, целенаправленность на раскрытие, расследование и судебное разрешение уголовных дел, а оперативно-розыскная деятельность имеет вспомогательное значение для сферы уголовного судопроизводства. Автором разработаны и представлены модели процессуальной формы получения результатов оперативно-розыскных мероприятий следователем и направлений их использования в досудебном производстве: 1) как повод и (или) основание к возбуждению уголовного дела; 2) как достаточные данные, служащие фактическим основанием для принятия процессуальных решений, производства следственных действий и применения мер принуждения; 3) в виде иных достаточных данных, которые потенциально полезны для достижения назначения уголовного судопроизводства (в ходе применения мер розыска либо мер безопасности); 4) в качестве фактического основания для формирования доказательств. В ходе исследования выявлена и теоретически доказана целесообразность применения двух разных способов использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от того, по чьей инициативе в досудебном производстве появились эти результаты – следователя, либо органа, осуществляющего ОРД. Для каждого из названных способов законодательно предложено предусмотреть собственные правовые механизмы, позволяющие следователю использовать указанные результаты в уголовно-процессуальной деятельности. Сделан вывод о принципиальном значении для использования следователем результатов оперативно-розыскных мероприятий соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц и иных хозяйствующих субъектов. Предлагаются общие критерии использования следователем результатов оперативно-розыскных мероприятий как фактического основания к принятию процессуальных решений и производству процессуальных действий, с установлением прямого законодательного запрета на проведение следственных действий для придания процессуальной формы тем сведениям, достоверность происхождения и содержания которых не может быть объективно установлена и подтверждена процессуальными средствами.