Аннотации:
В работе раскрывается проблема развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, представлены результаты комплексного теоретического и опытно-экспериментального исследования по данной проблеме.
Научно обоснована, разработана и апробирована структурно- функциональная модель развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности. Определены критерии и показатели развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, потенциал волонтерской деятельности, обеспечивающий развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста уточнены понятия «инициативность детей старшего дошкольного возраста»; «волонтерская деятельность детей в дошкольной образовательной организации».
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 50», МБДОУ «Детский сад № 77» г. Ростова-на-Дону. В эксперименте было задействовано 115 участников. Математическая обработка данных и анализ результатов проводились с использованием критерия Пирсона.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в теорию педагогики и методологию образования: расширено представление об инициативности старших дошкольников в современных условиях, содержательно охарактеризованы ее структурные компоненты, выявлен педагогический потенциал волонтерской деятельности, обеспечивающий развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
Практическая значимость исследования: определены критерии, показатели, уровни развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности, систематизирован диагностический потенциал оценки, разработана технология и парциальная программа «Юные волонтеры» развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста.