Аннотации:
В работе рассматриваются литературоведческие, биологические и социокультурные аспекты феномена отрочества, анализируются модели поведения, типы модусов сознаний и ценностные приоритеты героев, художественно репрезентированные в прозе для подростков. Методика контекстуального анализа позволяет скорректировать понимание механизмов поведения подростка в ситуациях сюжета инициации с точки зрения современной психологии и нейрофизиологии, а методологический инструментарий филологического анализа обеспечивает интерпретацию позиции автора в решении проблемы, вневременной в своей актуальности. Ценностно-онтологический подход, сочетающий литературоведческие методы аналитики текста и философскую теорию ценностей, позволяет представить литературно-художественную рефлексию аксиологических сдвигов и мировоззренческих изменений в сознании подростков второй половины ХХ столетия, которые становятся реальностью в ХХI веке, и определить различные векторы художественной репрезентации национального культурного кода в отечественной литературе второй половины ХХ-начала ХХI века. Талантливая литература для подростков, транслирующая нравственно-этические ценности, приобретает статус художественного события и выступает в качестве элемента национальной «онтологический обороны».