Аннотации:
Диссертация посвящена проблеме актуализации педагогической системы профессиональной подготовки учителей математики и информатики в контексте инициированного органами власти перехода на использование свободного и отечественного программного обеспечения в образовательных организациях.
С целью преодоления выявленных организационно-педагогических и психолого-педагогических затруднений разработана концептуальная модель вышеуказанного перехода, описывающая действия персонала образовательных организаций в исследуемой ситуации.
Разработана и научно обоснована педагогическая технология профессиональной подготовки учителей математики и информатики в выявленных организационно-педагогических условиях.
Сформулированы и наполнены содержанием профессионально-адаптивные компетенции, необходимые для оценки уровня готовности будущих учителей математики и информатики к переходу в последующие педагогические системы, осуществлена их классификация, определено их место в общей структуре профессиональной компетентности, разработана модель их формирования и в процессе опытно-экспериментальной работы проверена её эффективность.
Расширены представления о свойствах, дидактическом и воспитательном потенциалах свободного и отечественного ПО; концепция средового подхода дополнена идеей о формировании импортонезависимой и безопасной цифровой образовательной среды на основе свободного и отечественного программного обеспечения; обновлено содержание профессиональной подготовки в виде встраиваемого гибкого модуля с интерактивным обучающим контентом, позволяющим эффективно формировать профессионально-адаптивные компетенции; определена структура и содержание профессионально-адаптивных компетенции, формируемых у студентов педагогических направлений при использовании авторских методик; уточнено понятие «педагогический блогинг» как механизм популяризации современных парадигм, сложившихся в сфере информационных технологий, образования, педагогики и психологии, приведена авторская классификация педагогических блогов; разработаны дидактический инструментарий формирования профессионально-адаптивных компетенций и диагностический — для оценки уровня их сформированности у будущих учителей математики и информатики.